Сб, 21.10.2017, 22:42

Приветствую Вас Гость
RSS

Главная | Регистрация | Вход
         НОВОСТИ  
                                                         РЕСУРСЫ
        УСЛУГИ
                                               

Независимая оценка качества работы
СохранитьСохранитьСохранитьСохранить
     Форма входа
      Меню сайта
Категории раздела
События [95]
Мероприятия [260]
Клубы [31]
Выставки [21]
Услуги [1]
Обзоры [1]
Виртуальный концертный зал [16]
Филиалы МКУК "ЦБС ТГО" [7]
Конкурсы [1]



       Наш опрос             
Любите ли Вы читать?
Всего ответов: 249
   Поиск по сайту

          Погода
           GISMETEO: Погода по г.Тугулым



Независимая оценка качества работы
























МАОО Тугулымская средняя общеобразовательная школа №26
СохранитьСохранить
Главная » 2013 » Май » 17 » Борис Натанович Стругацкий
15:24
Борис Натанович Стругацкий


Борис Натанович Стругацкий родился в 1933г. в Ленинграде. После войны закончил механико-математический факультет Ленинградского университета, получил специальность астронома и затем много лет проработал в Пулковской обсерватории.

Начал писать совместно с братом Аркадием. Известность  пришла после выхода их первых научно-фантастических рассказов. Тщательно проработанная научная основа сочеталась в них с интересным сюжетом и запоминающимися героями. На протяжении нескольких лет рассказы печатались в различных журналах и только потом были объединены в сборник «Шесть спичек», который вышел в 1960 г.

Впервые в советской фантастике была создана собственная теория будущего. Она стала основой их первой трилогии – «Страна багровых туч» (1959), «Путь на Амалтею» (1960), «Стажеры» (1962), объединенной общими героями и временем действия. Разрабатывая преимущественно жанр социально-философской фантастики (цикл новелл «Возвращение» (1962), повести «Попытка к бегству» (1962), «Далекая радуга» (1964), «Хищные вещи века» (1965), «Обитаемый остров» (1971), который нередко приобретает черты сатирического гротеска («Второе нашествие марсиан» 1967 и др.), авторы отстаивают гуманистический идеал прогресса во имя человека, предостерегают против бездуховного «благоденствия», выступают против любых форм порабощения, размышляют о роли личности в обществе, об ответственности перед будущим.

Созданный мир был вначале лишен каких-либо конфликтов, но уже в романе «Трудно быть богом» (1964) писатели в форме фантастической притчи показали и тоталитаризм, и фашизм, и деспотию одной идеологии. Слишком отчетливые аллюзии с современными событиями нередко приводили к тому, что их книги запрещали печатать или они выходили в сильно сокращенном цензурой виде.

Яркий сатирический дар проявился в ряде произведений, где действие перенесено в современный мир. Это повесть «Понедельник начинается в субботу» (1964), написанная как пародия на фэнтези. Писатели создали образ современного НИИ, где мирно уживаются персонажи фольклора разных народов. Повесть  сразу же завоевала широкую популярность, и многие выражения из нее стали афоризмами. Примыкающая к ней повесть «Сказка о тройке» (1968), где писатели размышляли о судьбе страны, сразу же была запрещена. Она сначала вышла в ФРГ, а в России появилась лишь в 1987г.

Начиная со второй половины шестидесятых годов, творчество братьев приобретает особую философичность. Каждая их публикация выходит с большим трудом или подвергается запрету. Это, прежде всего, повести «Улитка на склоне» (1966-1972), опубликованная в ФРГ, и «Гадкие лебеди» (1972). В первой писатели создали образ сверхбюрократического государства, а во второй рассказали о собственной судьбе. Повесть «Гадкие лебеди» позже вошла в роман «Хромая судьба». Писатели свели фантастический элемент к минимуму, перенося действие в реальные условия некоей европейской страны. Они ярко воспроизвели нравы современного им общества, в результате чего этот роман и был запрещен в  Советском Союзе.

В семидесятые годы они вновь вернулись к теме контактов инопланетян с землянами. В романе «Пикник на обочине» (1972) создан яркий образ сталкера-смельчака, который отваживался проникать в так называемую Зону – место, где инопланетяне оставили свои машины. Фильм  А. Тарковского «Сталкер» - блестящая экранизация этого романа.

Другое произведение – повесть «Отель» У погибшего альпиниста» - написано в форме иронического детектива. Но конец ее трагичен – попытка контакта внеземной цивилизации с землянами заканчивается для пришельцев несчастьем.

Самое сложное произведение Стругацких – роман «Отягощенные злом» (1988).  Действие развивается в современном и библейском планах. Этот роман перекликается с пьесой-притчей «Жиды города Питера», действие которой происходит в наши дни, но построено на исторических аллюзиях.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991г. Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.



«Пять ложек Эликсира»    

«В Крапивкином Яре за шестью каменными столбами под белой звездой укрыта пещера, и в той пещере Эликсира Источник, точащий капли бессмертия в каменный стакан... Лишь пять ложек Эликсира набирается за три года, и пятерых они делают бессмертными...»




«Попытка к бегству»

Два друга собирались на планету Пандора поохотиться на ужасных тахоргов и как следует отдохнуть. Но тут появился таинственный незнакомец, представившийся Саулом Репниным, историком, специалистом по XXв., и уговорил приятелей отправиться на еще никем не исследованную планету...




«Понедельник начинается в субботу»

Читатель попадает в атмосферу русского Севера, окруженного романтической дымкой народных поверий и легенд. Старина полноправно входит в нашу сегодняшнюю жизнь, а то, что авторы временами незлобиво посмеиваются над несколько провинциальной Говорящей Щукой, отнюдь не нарушает атмосферу уважения к старине.




«Сказка о Тройке»

Продолжение повести «Понедельник начинается в субботу». Кажется, за 45 лет ничего не изменилось, и ТПРУНЯ – это всё такая же бюрократическая машина, бездумно сметающая всё на своём пути. Не обошлось в «Сказке» без чудес, сказочности и загадочности. Лешие, снежный человек, клоп Говорун, Китежград – до чего же это всё прекрасно! 




«Страна багровых туч»; «Путь на Амальтею»; «Стажеры»

Юрий Бородин отстает от своей группы, которая отправилась работать на Сатурн. Волею случая (или судьбы) Бородин попадает на корабль «Тахмасиб» известнейших в Ойкумене героев – Алексея Быкова, Владимира Юрковского, Михаила Крутикова, Ивана Жилина. «Тахмасиб» доставит Бородина на Сатурн, но по пути юного стажера ждут увлекательные приключения на Марсе, Эйномии, Бамберге, Дионе, ну и непосредственно на Сатурне.


«Хищные вещи века»

На острове существует веселый, сытый город, город всеобщего благоденствия. Тогда у нас этого благоденствия не было, но Стругацкие, как социальный прогноз, выдвигают такой диагноз: лет через тридцать мы этого благоденствия достигнем, все будут сыты, но при нынешнем уровне воспитания другой цели, кроме этой сытости, нет. Вот тогда и станет нужен слег – средство, растормаживающее безболезненно подсознание, средство, ставящее человека на уровень со скотиной, если он этому не противится.


«Обитаемый остров»; «Жук в муравейнике»; «Волны гасят ветер»

Трилогия, объединенная главным героем – сотрудником Комиссии по Контактам (КОМКОН-2) Максимом Каммерером. «Обитаемый остров» - о приключениях совсем еще молодого Максима на планете Саракш, пережившей ядерную войну и готовящейся к «новому всепланетному кровопусканию».

В повести «Жук в муравейнике» Максим участвует в расследовании событий, связанных с таинственной деятельностью некой могущественной сверхцивилизации Странников.

В заключительной повести Максим – уже глубокий старик, руководитель КОМКОНА-2, сменивший на этом посту легендарного Рудольфа Сикорски.

«Волны гасят ветер» продолжение повестей «Обитаемый остров» и «Жук в муравейнике». Действие развертывается после гибели Абалкина. Прошло много лет, человечество составляют теперь не только люди в обычном понимании слова, но и так называемые людены – те, кто по непонятным причинам обрел сверхспособности. На Земле и осваиваемых землянами планетах происходят необъяснимые события, ситуация выходит из-под контроля.


«Извне»

В повести рассказывается о необычайном, фантастическом происшествии, случившемся с археологом Б. Я. Лозовским, о его удивительной встрече с таинственными Пришельцами – посланцами неизвестной планеты.





«Далекая Радуга»

Радуга – далекая планета-полигон, где земные ученые ставят сложные научные эксперименты, один из которых приводит к катастрофе. Необходимо срочно всех эвакуировать. Однако люди располагают только одним небольшим звездолетом... 





«Трудно быть богом»

Средневековые времена и нравы царят на планете, куда послан земной резидент Антон, скрывающийся под именем местного аристократа дона Руматы Эсторского. Ему очень трудно быть богом в жестоком мире королевства Арканар, но всего трудней – оставаться здесь человеком...





«Беспокойство»

Планета Пандора покрыта густым, загадочным, непонятным лесом. На краю обрыва сидит прославленный звездолетчик Леонид Горбовский, который понимает, что человечество, достигнув Полдня, зашло в тупик. Люди не готовы к встрече с чем-то по-настоящему Чужим.

А тем временем Атос-Сидоров, попавший в лес из-за аварии, пытается выбраться «к своим». Но прежде ему нужно понять, что же происходит в лесу, что за война ведется против жителей деревень.


«Улитка на склоне»

В повести существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Главные герои, чьими глазами мы видим Управление, Деревню и Город подруг, находятся в определённых отношениях с властью и обществом. Кандид и Перец – ученые, люди мысли, они не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем. Перец, недавно ещё мечтавший о свободе и радости жизни для каждого, получив власть, боится противопоставить себя государству. Кандид сильнее и счастливее Переца, ему удается понять происходящее и бросить ему вызов. Столкнувшись с ужасами леса и Управления, он, несмотря на своё очевидное бессилие, решает не сдаваться ни при каких обстоятельствах, хочет стать камешком, тормозящим «жернова прогресса» и остается победителем – улиткой на склоне.


«Миллиард лет до конца света»

                По сюжету повести несколько ученых делают научные открытия, которые в дальнейшем дадут возможность человечеству изменить или покорить Вселенную. И вот эта самовосстанавливающаяся Вселенная начинает на них воздействовать, давить: подбрасывает им взятки, должности, баб и прочие блага или наоборот, неприятности, вплоть до убийства – и все для того, чтобы они прекратили эти исследования. По ходу действия все герои под этим напором сдаются, ломаются, отходят от борьбы. Остается один. Все они хорошие, порядочные люди, но противостоять этой безжалостной системе не могут. А Вечеровский не может отступить в силу своей внутренней порядочности, ему просто в голову не приходит поступать по-другому, стыдно. Он благородный герой, герой-одиночка.


«Страшная большая планета»

Звездолет К16 следовавший с грузом и пассажирами на планетографическую станцию «Юпитер-1» столкнулся с метеоритом. Большинство людей на борту выжило, звездолет не потерял управление, но топлива практически не осталось, и корабль неотвратимо падал на Юпитер.




«Возвращение»

Бывший звездолетчик Сергей Иванович Кондратьев оправился после ран, но ему запрещено покидать Землю. Мир вокруг него полн замечательных людей, но все они чем-то заняты. Только экс-штурман мается от безделья. Но жизнь Кондратьева круто изменилась после того как в гости к нему пришел странноватый человек, практически с порога спросивший: «Можно я лягу?»

Рассказ о том, что проблема возвращения не страшна в мире, где полно хороших людей. В мире, где никто не одинок. В мире, где хорошие люди, как бы ни были они заняты, находят время для помощи другим хорошим людям. Даже незнакомцам.


«Отель «У погибшего альпиниста»

Странные события происходят в горном отеле «У погибшего альпиниста». Невинные развлечения и веселые розыгрыши прекращаются, когда одного из постояльцев находят зверски убитым. Полицейский инспектор Глебски, приехавший на отдых, вынужден взять расследование в свои руки, - еще не зная, какую невероятную истину ему предстоит узнать и какой выбор сделать.

В большом отеле, отрезанном от внешнего мира, происходит убийство. Под подозрением – все обитатели отеля. Но что здесь делает полицейский? Ложный вызов?


«Второе нашествие марсиан»

Два фантастических города, живущих своей собственной загадочной жизнью. Тихий город господина Аполлона, куда прилетели за желудочным соком просвещенные марсиане. И обреченный Град Андрея Воронина, где неизвестно откуда явившиеся наставники ставят непонятный чудовищный эксперимент над человечеством. Это «Град обреченный».

Роман написан в то время, когда Стругацкие, постепенно отходя от традиционной НФ, экспериментировали с жанрами и темами. Сатирическая притча, в которой марсиане отбирают у людей не кровь, а желудочный сок, искрометно веселая по форме и очень грустная по сути.


«Хромая судьба»

Феликс Сорокин живет двойной жизнью. В одной он успешный и обласканный премиями советский литератор, активно участвующий в жизни Союза писателей СССР и поддерживающий большинство его официозных начинаний. Но вечерами он вынимает из стола свою заветную «Синюю папку» и тайком пишет роман, который не надеется издать в ближайшие годы, точно так же, как авторы – братья Стругацкие – не надеялись издать в России некоторые свои произведения.

Главный герой этого сатирического романа в чем-то близок к Аркадию Стругацкому, который также был активным членом СП СССР, но не упускал случая интеллигентно поиздеваться над некоторыми своими коллегами по писательскому цеху.


«Парень из преисподней»

Гаг – обыкновенный подросток с планеты Гиганда, на которой идет бесконечная и бессмысленная война. По воле случая он оказывается на Земле, где давным-давно все позабыли о войнах и взаимной ненависти...





«Жиды города Питера или Невесёлые беседы при свечах»

Это первая и последняя пьеса Стругацких, имевшая большой успех во многих театрах нашей страны.                                                

В обычную ленинградскую семью ночью приходит странная повестка, обращенная к «богачам города Питера»: к утру собрать вещи и явиться в указанное место – на стадион. Подобные повестки получают и соседи, причём в каждой указано своё назначение: «жиды города Питера», «словоблуды», «распутники» и т. д. Происходят события, в реальность которых трудно поверить. Следя за увлекательной, почти детективной интригой пьесы, невольно задумаешься о нашей с вами жизни и судьбе …


«Пикник на обочине»

Действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е гг. XX в. в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране. Примерно за 13 лет до описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре происходит высадка инопланетных пришельцев. Зоны расположены вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана – точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут и всё население было из них срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны – могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые – крайне опасное оружие.

Перед выбором стоит и Редрик Шухарт. Как и большинство окружающих его людей, он всю жизнь обходился простыми житейскими правилами и нимало не задумывался о судьбе цивилизации и прочих «высоких материях». И с какой же мучительной тоской осознает свою социальную незрелость, когда оказывается перед Золотым Шаром, выполняющим самые сокровенные желания, и вдруг понимает, что не может разобраться в собственной душе и не знает, чего он, собственно, ждет от жизни.


«Поиск предназначения или Двадцать седьмая теорема этики»

Главный герой книги – Станислав Красногоров – однажды вдруг задумывается над тем, что в его жизни было как минимум двадцать три случая, когда – теоретически – он должен был умереть, но судьба (рок, предназначение или что-то еще) совершенно фантастическими способами вытаскивала Станислава с того света. Вполне может быть, что это лишь случайно совпавшие случайности (чего только не случается во вселенной), но случайность, проявившая себя более двух десятков раз, - это, согласитесь, совсем не случайность. Значит, решает Станислав Красногоров, у судьбы (рока, предназначения) есть на него какие-то планы. Но вот в чем заключается это его предназначение? Для чего оно? И что именно такого судьбоносного должен свершить Станислав?

Так начинается поиск предназначения.

Категория: Выставки | Просмотров: 950 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МКУК "ЦБС ТГО" © 2017
                                                                                                                          
Тугулымская Центральная районная библиотека

623650, Свердловская область,
п. Тугулым, ул. Октябрьская, 3а
тел.: 8 (343 67) 2-16-69
                                                                                      
e-mail: bibtugul2007@mail.ru