23 октября в 19–00 в читальном зале Центральной районной библиотеки состоится концерт Виртуального концертного зала Свердловской филармонии:
Орфей
Исполнители
• Уральский молодёжный симфонический оркестр
• Дирижёр — Александр Рудин
• Александр Борисов (художественное слово)
• Елена Корженевич (скрипка)
• Хор любителей пения города Екатеринбурга
В программе
• Глюк. Увертюра к опере «Орфей и Эвридика»
• Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
• Губайдулина. «Лира Орфея» для скрипки, струнных и ударных
• Фомин. Мелодрама «Орфей и Эвридика» для чтеца, оркестра и группы басов
623650, р. п. Тугулым
Свердловская область
ул. Октябрьская, 3а
тел.: 8(343 67) 2-15-24, 2-16-69, 2-23-57
e-mail: bibtugul2007@mail.ru сайт библиотеки: http://bibtgo.ru
Вход свободный
три шедевра — три взгляда маэстро на легендарную тему. Приготовьтесь услышать Орфея заново!
Концерт в двух отделениях (110 минут)
Описание
Русский композитор Евстигней Фомин был современником Моцарта и писал своего «Орфея» одновременно с моцартовским Реквиемом. Но Фомина назвали «русским Моцартом» не только за это: ясность, благородство и возвышенная красота его музыки отличали её от приторно-сладких итальянских арий, которые были популярны в России 18 века. Мелодрама «Орфей и Эвридика» (1792) опередила своё время. Фомин изобретает музыкальные спецэффекты: Вещий голос, который говорит с Орфеем в подземном царстве, озвучивает хор басов. Этот эффектный приём в будущем использует в опере «Руслан и Людмила» Михаил Глинка, наделив громоподобным мужским голосом огромную богатырскую Голову.
Леденящие душу хоры фурий, их финальная неистовая пляска по силе воздействия не уступают номерам из одноимённой оперы Глюка. А по стремительности и стихийности напоминают «Шторм» Вивальди. Но особенно впечатляет музыка Монолога Орфея: в ней есть и божественный свет Моцарта, и строгая скорбь Баха, и театральность Глюка. Евстигней Фомин, русский Орфей 18 века, взял всё лучшее из музыки своей эпохи.
В 21 веке образ античного певца продолжает вдохновлять композиторов. «Лира Орфея» (2005) Софии Губайдулиной посвящена великому скрипачу Гидону Кремеру. Вот как она вспоминает их первую встречу: «И вот появился Гидон Кремер! И здесь особенно явственно было влияние личности: как он держит скрипку, как двигается, как прикасается пальцем к струне — именно в этом прикосновении пальца к струне и полной отдаче всех душевных сил мне открылась идея жертвы художника своему искусству».
Каждому веку нужны Орфеи. А главное — те, кто обладает даром слушателя.
|